"Приемы нетрадиционной техники рисования и способы изображения с использованием различных материалов"
Программа дополнительной образовательной деятельности «Приемы нетрадиционной техники рисования с использованием различных материалов» рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 15 минут для детей второй младшей группы детского сада (3-4 года), предусматривает физкультминутками.
В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:
-
«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
-
монотипия;
-
рисование свечой;
-
рисование по мокрой бумаге;
-
рисование путем разбрызгивания краски;
-
оттиски штампов различных видов;
-
«точечный рисунок»;
-
батик (узелковая техника);
-
граттаж;
-
кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
-
рисование жесткой кистью (тычок);
-
рисование на полиэтиленовой пленке.
Программа занятий
Перспективный план работы
Тема занятия |
Нетрадиционные техники |
Задачи |
Материал |
сентябрь |
|||
1. «Золотая осень в Югре» |
Рисование методом тычка. |
Уточнять и расширять представления об осени в своем крае; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. |
Листы, гуашь, две кисточки, палитра для проверки цвета. |
2. «Красивый букет из нашего леса» |
Печать листочками |
Познакомить с техникой печатания листьев. Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. |
Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
3. «Разноцветные бабочки» |
Монотипия |
Познакомить с техникой монотипия. |
Листы бумаги, гуашь, кисть. |
4. «Осенние листочки» |
Отпечаток листьев. |
Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
октябрь |
|||
1. «Грибы из нашего леса» |
Аппликация из крупы. |
Учить детей аккуратно распределять гречневую крупу на шляпках грибов. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. |
Картон, цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа. |
2. «Животные, которых я сам себе придумал» |
Кляксография. |
Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. |
Листы, гуашь, кисточки, палитра, коктейльные трубочки. |
3. «Цыпленок» |
Аппликация из ватных дисков |
Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. |
Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей |
4. «Осенние деревья» |
Ниткография |
Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Нитки шерстяные: красные, желтые, оранжевы; цветная гуашь, белый картон, ножницы. |
ноябрь |
|||
1. «Ежик» |
Метод тычка |
Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. |
Бумага, гуашь, жесткие кисти |
2. «Удивительные узоры из точек» |
Техника печатанья подручными материалами |
Продолжать знакомить с техникой печатания подручным материалом. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. |
Бумага, гуашевые краски, кисти, предметы разной формы (пробочки, колпачки от фломастеров, ватные палочки, кубики). |
3. «Мышка» |
Аппликация из резаных ниток. |
Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА. |
4. «Первый снег» |
Оттиск печатками из салфетки |
Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания. Развивать чувство композиции. |
Листы бумаги, цветные краски, салфетки |
декабрь |
|||
1. «Снежная семья» |
Рисование способом тычка. |
Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Листы голубого цвета, гуашь, щетинные кисточки, палитра. |
2. «Елочка» (1 занятие) |
Пластилинография. |
Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. |
Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
3. «Елочка» (2 занятие) |
Пластилинография. |
Продолжить мозаику из пластилина. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
4. «Облака плывут над нашим поселком» |
Оттиск губкой или салфеткой |
Закреплять умение рисовать большие и маленькие облака, изображать снежок с помощью техники печатания. Развивать чувство композиции. |
Листы бумаги темного тона, цветная гуашь, губка, салфетки. |
январь |
|||
1. «Шуба для Деда Мороза» |
Аппликация из ваты. |
Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. |
Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза. |
2. «Мои рукавички» (хантыйский орнамент) |
Оттиск пробкой, рисование пальчиками. |
Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет ненецким орнаментом, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. |
Лист бумаги с изображением рукавички, ненецкие орнаменты, пробки, цветная гуашь. |
3. «Снеговичок» |
Скомканное бумаги (скатывание) |
Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. |
4. «Рисование кружев» |
Отпечатки кружевами |
Учить рисовать кружева. Развивать изобразительные навыки, воображение, желание трудиться. |
Пастельные мелки или восковые; обрезки кружев, ткани или пластик, вырезанный в различных формах; бумага для рисования |
февраль |
|||
1. «Снегири на ветке рябины» |
Рисование методом тычка. |
Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей, рябины. |
Листы, гуашь, щетинные кисточки, ватные палочки, палитра. |
2. «Зимний пейзаж Севера» |
Кляксография. |
Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа Севера; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. |
Гуашь, лист, палитра, простой карандаш, гуашь, коктейльные трубочки. |
3. «На что похоже?» |
Техника монотипии |
Продолжать знакомить с техникой рисования монотипия. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию. |
Бумага, гуашь, кисточки. |
4. «Подарок папе» |
Аппликация |
Вызвать желание порадовать пап и дедушек. |
Цветная бумага, клей, ножницы, картон. |
март |
|||
1. «Букет для мамы» |
Рисование ладошками |
Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику рисования ладошками. Продолжать развивать интерес к рисованию. |
Гуашь, листы бумаги разного цвета в постельных тонах, салфетки. |
2. «Совушка - сова» (1 занятие) |
Пластилиновая живопись |
Учить наносить тонкий слой пластилина на основу. |
Картон, доска, пластилин, стеки, салфетки. |
3. «Совушка - сова» (2 занятие) |
Пластилиновая живопись |
Продолжать учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз). |
Картон, доска, пластилин, стеки, салфетки, гуашь, кисти. |
4. «Оленёнок» |
Оттиск поролоном |
Закреплять умение рисовать поролоном голову и туловище поролоном, части тела олененка дорисовать красками. Развивать чувство композиции. |
Листы бумаги, поролон, краски, гуашь, салфетки. |
апрель |
|||
1. «Пасхальное яйцо» (1 занятие) |
Аппликация из гофрированной цветной бумаги. |
Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания гофрированной бумаги к основе из пластилина. |
Салфетки, снова яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень. |
2. «Пасхальное яйцо» (2 занятие) |
Аппликация из гофрированной цветной бумаги. |
Продолжать учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания гофрированной бумаги к основе из пластилина. |
Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень. |
3. «Хмурый денек» |
Пластилиновая живопись |
Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; Воспитывать аккуратность и творчество в работе. |
Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. |
4. «Космические дали» |
Техника обрывание бумаги |
Продолжать учить технике обрывания. Создание аппликативных картин на космическую тему. Воспитывать аккуратность и творчество в работе. |
Картон голубого цвета, цветная бумага, трафареты: комет, звезд, ракеты. Клей, салфетки. |
май |
|||
1. «Букет к 9 мая» |
Пластилинография |
Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. |
Открытки с цветами, картон, пластилин. |
2. «Цветущая веточка» |
Смешенная техника. |
Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. |
Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или сирени. |
3. «Цветочная поляна» |
Рисование ватными палочками |
Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
4. «Фантазеры» (диагностическое занятие) |
Рисование разными предметами и техниками |
Самостоятельный поиск оригинального изображения рисунка. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Гуашь, краски, фломастеры, восковые карандаши, бумага разных оттенков, печатки, коктейльные трубочки, поролон, кисти. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»